ФОРМИРОВАНИЕ КОНТУРА УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТЫ НА МАРШЕВОМ УЧАСТКЕ ПОЛЕТА
При формировании контуров телеуправления на маршевом участке полета может оказаться целесообразным использование оценки скорости ракеты v [26]. Это имеет большое значение, во-первых, потому, что в системе стабилизации в каналах управления отсутствуют сильные обратные связи пО ускорению, и скорость ракеты непосредственно определяет величину коэффициента усиления контура наведения. И, во-вторых, даже при наличии жестких обратных связей контуров стабилизации возникает необходимость компенсации продольных ус-
корений ракеты [24]. Однако использовать v для управления достаточно сложно, так как вычисление скорости по априорным номинальным характеристикам ракеты и параметрам движения может привести к значительным систематическим ошибкам, а по замерам координат — к флюктуационным ошибкам. Замеры координат с флюк туационными ошибками приводят к уменьшению коэффициента усиления контура и, следовательно, увеличивают величину пролета ракетой цели. Если использовать скорость ракеты в виде априорно рассчитанной средней характеристики по режимам наведения, то при отсутствии стабилизации по ускорению возникает систематическая ошибка
Ссист(^р> V, К, /р. н.)»
где цр — истинное значение скорости ракеты на маршевом участке полета;
v — измеренное значение скорости на маршевом участке полета;
К — коэффициент усиления контура;
/р. н. — потребное значение ускорения ракеты на мар-
При использовании измерений координат скорость ракеты может быть определена как
(4. 103)
где х* и у*— оценки производных измеряемых коорди
Если измеряемыми являются декартовые координаты X VL у с ошибками в виде «белых шумов», то і* и у* в простейшем случае для реализации на аналоговых устройствах могут быть получены оптимальным дифференцированием х — и у. Например, если х и у можно представить на интервале Т в виде полинома первого порядка
2а2 s
(5 а) (s — f 2а)
и полинома второго порядка
>(„*) г,1 (4o2S + Ваз) s
(s Ч- a) (s + 2а) (s + 4а) ’
а=/(7’).
При измерении-полярных координат ракеты
x=Dcoss; y=Dsine. (4.106)
x=D cose — Dsins-г; y = bsn&-]-D cos s-e. (4.107)
Представляя D и є на интервале Т в виде полинома по времени, можно получить є*, D*, є*, D* оптимальным сглаживанием и дифференцированием их измеренных значений.
Формула сглаживания для полинома первого порядка может быть представлена в виде
Sets Ч~ 2а2 в (5 а) (s -}- 2а)
для полинома второго порядка
Дифференцирование ей D производится аналогично (4.104) и (4.105) .
Получив є*, е*, D*, D* из выражения (4.107) определяем значения х* и у*, а затем по формуле (4.103) — скорость объекта. Точность оценки скорости в рассмотренных вариантах может быть приближенно определена по (линеаризованным выражениям (4.103) и (4.107).
При измерении декартовых координат объекта, линеаризуя выражение (4.103), получим
где Ф — , Ф-—оптимальные дифференциаторы (4.104), (4.105);
Nl, N*— уровни «белых шумов» в координатах х и у;
х0, Уо, — расчетные при номинальных условиях параметры траектории.
При измерении полярных координат ракеты є и D с ошибками в виде некоррелированных «белых шумов» с уровнями./V2 и N%, линеаризуя выражения (4.107) и (4.103), получим
оо
3=-^ {(— sin s0s0io+COse0s0i)0)2-^ Г|Фд(<о)12аГ<о+
V0 о
+ ( — £)„ §in t0x0 — D0 cos е0ё0д;0 + D0 cos z0y0 —
— D0 sin e0e0y0)2 —і j |Фе (<o)|2 rf<o +
0
N2 00
+ (*o COSs; + y0 sin e0)2 —J
0
2 ^
+ (— О09Іп s0*o + A>COS z0y0)2—[ ІФ — (o>)|2rf<o +
3T J 0
4-
-f ( — sin £0x0s0 + COS S0s0y0) (*0 COS eo + y0 sin Є0) X N2 60
x — 5 |®o (“) ФЬ (®)|rf« + (- A> sin S0i0 —
, 0
~Do cos so£ox0 + D0 cos eoy0— D0 sin Є0e0if0) (- D0 sin e0JC0+ N2 00 )
+ Do COS z0y0) -L J |Ф, («) Ф • (ш)| , (4.111)
0 J
Приведенные выше соотношения для определения скорости ракеты могут быть реализованы достаточно просто с помощью аналоговых устройств [27].
В системах наведения, использующих в качестве вычислителя управляющих команд цифровые машины, может быть применена более сложная обработка измеряемых координат с учетом нестационарное™ объекта, что во многих случаях может улучшить точность определения скорости.
Рассмотрим алгоритм определения скорости ракеты, построенный на основе цифрового фильтра Калмана [10].
Запишем уравнения скорости в проекциях на оси хм у:
)см-е
(4.112)
де Сх — индуктивное сопротивление ракеты.
Сделаем допущения:
с, ин~/2(0а2;
совЄ^/3(і); sin0?t;/4(*).
Выражение (4. 113)’в большинстве случаев выполнимо, так как характеристика СХо на ограниченном интервале хороша аппроксимируется как klv. Траекторные параметры могут быть заданы по расчетной точке встречи.
Так как угол атаки ракеты практически определить очень трудно, СЖин целесообразно задавать априорно.
Задание выражений (4.115) в виде f$(t) и f4(t) позволяет полностью линеаризовать уравнения (4.112). Если траекторный угол 0 вычислять по системе уравнений, описывающих движение объекта, получаемый алгоритм управления сильно усложняется и его трудно реализовать даже в ЦВМ, а выигрыш в точности при этом будет незначительным. Дело в том, что все равно необходимо
линеаризовать уравнения объекта и задаваться априорно значением а2, а это связано с систематическими погрешностями системы, которых можно избежать только ограничением интервала наблюдения.
Перепишем уравнения (4.112) в линеаризованном виде
^-~5і(0-^+(Гн+дГ)?2(/)-ї3(^)а2; (4.116)
=64(0 +(ГВ + дп 5. (/)— 5в СО <**—ST. (4.117)
Гя — номинальное значение тяги двигателя объекта.
Уравнения (4.116) и (4.117) независимы, следовательно, алгоритмы определения vx и vv можно рассматривать изолированно.
Определим vx, х и vx. vx обычно определяют для нахождения момента отсечки тяги двигателя, прогнозирования траектории объекта и компенсации продольных ускорений.
Уравнение цифрового фильтра Калмана в векторной форме имеет вид [10]:
•Хпіп ■== ФЛ-п—1 /л—1 ~~Pn/nff R * %п НФХп—1/л—l]
Р п! п— Pn/n—l Pnln-lH X | (4 118)
X [HPn! n-xHT + R]-xHPn, n-i
Pnin-i—фрл_і/я_іФг + rqrT.
Определим в рассматриваемом случае матрицы, входящие в (4.118).
Напишем уравнение (4.116) в виде системы двух уравнений первого порядка
S. W A7’-S1(*K+7’AW-?s(0a2; (4. 119)
Очевидно, что уравнение (4.116) могло быть расписано и в виде системы трех дифференциальных уравнений для определения vx, однако в этом случае существенно усложняются алгоритмы получения оценок координат. Учет же априорных сведений о модели ракеты при вычислении высоких производных мало эффективен.
Выделим из уравнения (4.119) опорное движение, т. е. движение при номинальной тяге двигателя Тн.
Тогда получим
йг, = —Si(*)‘DJr1 +13(0Д7” — ?з(0«2. (4.120)
xx=vXl,
где vXt и х{—отклонения проекции скорости и координаты от их значений при невозмущенном движении с номинальной тягой двигателя.
Заменим производные координат их первыми разностями и приведем систему уравнений (4.120) к виду
(4. 121)
-*4/2+1 =Xln -f — VjcinX‘,
х — дискретность замеров координаты.
Матрица объекта Ф системы уравнений (4.121) может быть представлена как
Транспонированная матрица
фГ=(1 ^ J). • (4.123)
Матрица дисперсий начальных условий
Так как измеряется только координата х, матрицы Н и Нт соответственно имеют вид
Я=( 0 1); (4.125)
. (4.126)
Матрица точности измерений и обратная матрица об
ращаются в числа:
/? = а*2; /Г1 = 4-. (4.127)
Матрица Г($ГТ определяет увеличение дисперсионной матрицы Рп/п, а следовательно, и веса непосредственных измерений гп при получении оценки за счет возмущений. В рассматриваемом. случае к возмущениям сводятся
ошибки, связанные с допущениями (4.113-^-4.115), а также разбросы тяги двигателя и угла атаки ракеты.
Учет возмущений практически эквивалентен ограничению интервала обработки измерений. Так как отмеченные возмущения определить достаточно сложно, целесообразно опустить в третьем уравнении (4.118) матрицу * rQTT, а по истечении времени Т, при котором систематические ошибки в определяемых координатах еще не выходят ИЗ допустимых пределов, ПОЛОЖИТЬ Рп /п = const.
В этом случае, наряду с ограничением Т, существенно упрощается реализация фильтра при t>T.
Определим матрицы Рп/п-1 и Р„/га в процессе насыщения фильтра, т. е. при Pntn<P = const, характеризующей заданную «память» Т:
Рпп -1 = ФРп-Цп-іФТ>
/>1 0 = ф/>0;0фг.
Перемножая выражения (4.122), (4.124) и (4.123), получаем
&1/1: |
где
kn і п — частное от деления единицы на сумму элемента С22 матрицы Рп/п-1 и дисперсии измерения координаты х;
С22 ^22»
Ьп и Ь22 — диагональные элементы матрицы щ-л.
Так как в рассматриваемом случае измеряется толь
ко координата х, произведение матриц НФхп-і п- обращается в число
а л л
#ФЛГЙ_1/Л—1 —Х^хх Л—1//г—1 — f — Х я—1/л—1 —
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
или
A
хіП=а22д:іЛ + (а12т — a22 + a22^t) хіП-г +
л л
(2 — «22) і (1 «22 ^1^ ~Ь «22^1^) п—2•
(4. 132)
л л
®лг, я = «12 (*, я — -*,я-і)+(2 — $хт’— а12т — а22) г;^, —
л
— (1 — — а22 + а22^т) vXt„-2.
На рис. 4.20 приведена структурная схема получения оценок скорости объекта vx и координаты х. хн, vH — координата х и скорость vx, вычисляемые при номинальных параметрах тяги двигателя.
Таким образом, координаты vx и х определены. Аналогично могут быть вычислены vv и у.
Следует отметить, что реализация цифрового фильтра описанным выше способом на отрезке времени, при котором Р„/ n>Pi, т. е. при нарастании памяти до заданного значения Т, может оказаться неприемлемой из-за больших флюктуационных ошибок в определяемой величине и как следствие в пролетах и перегрузках объекта.
В этом случае целесообразно форсировать выход фильтра на режим Pn/n—Pi, например, способом, описанным в 4.3.
Рис. 4.20. Блок-схема определения оценок координаты и скорости объекта |
Тогда скорость объекта определится как
А А
®r, i =0; vXl2 =vXl2]
л
‘Ож. з = ^,3ta12+(2 — £]Т — а12т—а22) z>,l2 —
— (1 — — а22+а^т) (2vXt2 — vx,3)
и далее по формуле (4.132).
При такой реализации оптимального фильтра дисперсия оценки vXl значительно быстрее достигает своего установившегося значения. Однако, если при получении оценки vXt по формуле (4.132) практически отсутствуют систематические ошибки, в этом случае они значительны и близки в начальный момент дисперсии измерений. За время Т эти ошибки система отрабатывает.
Выше уже говорилось, что в объектах со слабыми обратными связями по ускорениям от скорости объекта непосредственно зависит коэффициент усиления системы.
Случайные ошибки измерения х и у’ через v могут привести к появлению случайной составляющей коэффициента усиления системы К. Дисперсии пролета и уско-
рения ракеты могут быть в этом случае приближенно оценены по соотношениям (4.73), (4.74).
При наличии в системе стабилизации ракеты сильных обратных связей по ускорениям это влияние существенно меньше.
Одной из основных особенностей рассматриваемого класса ракет является наличие при управлении больших продольных ускорений jx. Влияние jx на ускорение в плоскости управления в системах наведения достаточно точно может быть определено как
УР ж = sin (6р — Ео); (4.133)
со — угол, определяющий направление в фактическую точку встречи.
При этом jpx в зависимости от знака v приводит к увеличению или уменьшению /р, что связано с перерегулированиями, либо с затягиванием переходных процессов отработки входных сигналов. Если в системах самонаведения компенсация влияния /рзс легко осуществима, так как реализуется по измеренным на борту продольной перегрузке и углу пеленга, в системах теленаведения необходимо на земле вычислять Vp и 0Р, что связано с дифференцированием координат.
Выше рассматривались алгоритмы получения скорости. ТраеКторный угол ракеты определяется как
0Р—arctgg—^ . (4.134)
v vx vx
Ускорение ракеты может быть получено дифференцированием оценки скорости или непосредственно двойным дифференцированием измеряемых координат.
Следует отметить, что компенсация продольного ускорения, даже если она выполнена достаточно точно, требует дополнительных перегрузок, что снижает качество управляемости. Если потребовать, чтобы ракета наводилась в фактическую точку встречи, продольное ускорение влиять не будет, так как в этом случае
Вычисление фактической точки встречи связано с пролонгацией и совместным решением уравнений движения цели и ракеты.
Для цели прогнозированные значения ее декартовых координат могут быть определены экстраполяцией их на момент встречи tK, т. е.
где Хц, Хц, и т. д. — оптимально вычисленные фазовые координаты цели.
Повидимому, целесообразно ограничиться двумя членами выражения (4.135), так как вычисление более высоких производных связано с большими случайными ошибками. Маневр цели вызовет дополнительную потребную перегрузку объекта, однако углы (0Р—ео) при этом, как правило, невелики.
Непосредственное совместное решение уравнений движения цели и ракеты приводит к итерационным процессам вычислений, а потому нежелательно.
Рассмотрим следующий способ прогнозирования движения ракеты и определения оставшегося до точки встречи времени tK—t. Перед стартом, решая совместно уравнения Dn(t) и Dp(t) и используя номинальные характеристики объекта, определяем предполагаемое полетное время tK до точки встречи. При этом могут быть использованы численные методы интегрирования уравнений движения.
В процессе наведения уточняется оставшееся время tu-t:
Д£>к і
»
^сбл. ср і
tKi=tx (/-1)+ Д^кі,
где дDK, — разность прогнозируемых дальностей цели и объекта на время t;
т>сбл. сР — средняя£скорость сближения. Прогнозируемые значения дальностей цели и ракеты определяются следующим образом:
dwp-=d; (г_і)-/)2+.
(4. 137)
<к<г-і)
^рпр=A>i+ f ‘°Рг^+—*
І
Скорость объекта уточняется относительно номинальных значений по текущим измерениям. Точность вычисления практически целиком определяется точностью определения тяги двигателя Т.
Начальная дальность Dpi и тяга Ті ракеты вычисляются изложенным выше способом.
G(t), Q(t), Q(t), СХш (t) целесообразно программировать по времени в зависимости от траектории движения при номинальных параметрах. На конечном участке наведения будем переходить на вычисление полетного времени по упрощенной зависимости
■ |дЬ| ’
так как, если на начальном участке ошибки в определении tv на точность системы влияют косвенно через дополнительные перегрузки объекта, в конце наведения они непосредственно определяют пролеты.
В уравнении (4.112) СХо и СХш в основном влияют на характеристики объекта. Составляющая сопротивления Схо связана с заданной траекторией движения объекта. Индуктивное сопротивление Сх ин зависит от управления объектом при выполнении заданной траектории и может достигать существенных значений. При заданном методе наведения определение управления с учетом интегральных ограничений приводит к минимизации индуктивного сопротивления объекта. Поэтому целесообразно уменьшать индуктивное сопротивление ракеты [14].
Глава V